Образовательные проекты «МедИнвестГрупп»
ГК «МедИнвестГрупп» реализует ряд образовательных проектов для подготовки персонала и повышения качества оказания медицинской помощи. Цель таких проектов — создать образовательную экосистему, которая позволит всем медицинским центрам, входящим в МИГ, повысить кадровый потенциал группы, развить внешний кадровый резерв и поддерживать единый уровень высокого качества медицинских услуг. О том, как и зачем компании развивать образовательные проекты, рассказывают руководитель отдела образования Анастасия Рогачева и директор по персоналу Татьяна Клименко.
Татьяна Клименко: Группа компаний «МедИнвестГрупп» — это несколько бизнес-направлений, каждое из которых относится к медицине. Первое — это общеклиническая медицина: сеть клиник К+31 в Москве, «Клиники Лядова» в г. Химки, а также региональные КДЦ. Второе бизнес-направление — это федеральная сеть ПЭТ-Технолоджи, в состав которой входят Онкорадиологические центры (в Балашихе и Подольске), центры ПЭТ/КТ, центры лучевой терапии, а также центры лекарственной терапии. Третье направление — развитие.
— Какие основные направления развивает «МедИнвестГрупп»?
Анастасия Рогачева: Достаточно логично, что компания, которая занимается бизнесом, реализует проекты под свои нужды. Например, если в Перми или Новосибирске нужны будут десять молодых специалистов, то мы сможем подготовить десять ординаторов. Встает вопрос: а зачем нам масштабные проекты, например школа Soft Skills на 500 человек, если мы не сможем предоставить рабочие места всем? Здесь очень важно сказать, что если компания после какого-то этапа своего развития переходит на уровень крупного игрока на рынке, то она в своей сфере должна формировать профессиональное сообщество и транслировать свои ценности на широкую аудиторию. Это важно тем, что сейчас, на этапе образовательных проектов, студенты и ординаторы про нас узнают, начинают видеть наши стандарты качества, начинают нам доверять. И даже если они не станут нашими сотрудниками, то они все равно станут частью системы здравоохранения. Они также будут понимать, что с этой компанией есть смысл взаимодействовать.
— Почему в компании решили развивать направление образовательных проектов?
Татьяна Клименко: Все наши проекты нацелены на одно — содействие улучшению медицинского образования в России. Я считаю, что очень важный проект для нас — это дополнительная программа для ординаторов. Помимо образовательных модулей, она включает в себя возможность участия в школах Soft Skills и прохождение практик на базе наших центров и центров наших партнеров. Это такой комплексный проект, результатом которого мы видим ординаторов с теми компетенциями, которые для нас будут не просто приемлемыми, а эффективными как для будущего работодателя. Нам уже не придется впоследствии тратить большое количество времени на то, чтобы люди начали работать в соответствии с требованиями реальных рабочих процессов.

Анастасия Рогачева: Мне очень нравится проект летних стажировок, потому что ребята хотели разобраться в особенностях профессии, посмотреть на то, как устроена работа клиники, узнать, как общаться с пациентами, и эти запросы были выполнены. Более того, мы внутри компании увидели, что наши сотрудники (как молодые специалисты, так и опытные) с энтузиазмом восприняли этих стажеров и стали для них настоящими наставниками. И соглашусь, что один из главных проектов — это дополнительная программа для ординаторов, потому что мы не просто хаотично набросали туда разные курсы, а специально проанализировали запросы аудитории. У нас проходило несколько школ Soft Skills, и мы после каждой спрашивали, что участникам действительно нужно. Выяснилось, что им не хватает коммуникации с пациентами, общих навыков презентации, юридических аспектов, знаний о том, как зайти в написание научных статей и грантов. По счастливому случаю мы познакомились с замечательным преподавателем Полиной Глазковой, она сейчас ведет модуль о том, как молодому человеку начать писать научные статьи, как отличать журналы, как не вестись на фейки, как начать подаваться на гранты. Я думаю, что ребята возьмутся и будут активно участвовать.
— Какой из образовательных проектов, реализованных за последнее время, вы считаете главным?
— Расскажите о своем личном пути. В какой момент вы решили заниматься образованием и что вас к этому подтолкнуло?
Татьяна Клименко: Во-первых, это трудоустроенные сотрудники. Несмотря на то, что эта деятельность кажется такой миссионерской, у нас есть конкретные цели, и нам бы очень хотелось, чтобы по результату нашего взаимодействия участники становились нашими сотрудниками. Во-вторых, это развитие действующих сотрудников через возможность становиться наставниками (для многих это возможность дополнительной реализации на рабочем месте). Также через наши проекты мы активно коммуницируем с внешним профессиональным сообществом, потому что при их реализации мы не замыкаемся только на своих компетенциях, а приглашаем представителей из отрасли. Через эти проекты мы также выстраиваем некоторые горизонтальные связи, появляется больше информации о нас, мы узнаем о каких-то новинках внешнего мира и имеем возможность их внедрять к себе в структуру.
Анастасия Рогачева: Есть такое понятие как «доходимость» (COR, Completion Rate) до конца проекта. У различных онлайн-курсов этот процент какой-то смешной, то есть приходят 100%, а до выпускного мероприятия доходят 5%. В этом смысле, если на нашу программу пришло сто человек и до конца дошли 60−70, то можно говорить об успехе, потому что люди не ушли, а значит они действительно заинтересованы в долгосрочном развитии. Также есть такое понятие как «возвращаемость», когда эти же люди возвращаются на наши следующие программы, а в дальнейшем трудоустраиваются в наших или партнерских компаниях.
— Какими показателями можно измерить успешность реализованного проекта в сфере медицинского образования?
Анастасия Рогачева: Когда мне было 17 лет, я мечтала стать «военным». Дело в том, что я выросла в Звездном городке, в котором находится Центр подготовки космонавтов, и там была военная часть. Я с детства привыкла видеть людей в форме, и мне очень хотелось поступить в военный университет. По ряду причин мне это не удалось, и мой выбор профессии был очень неосмысленным: тогда говорили, что очень модно быть юристом, экономистом или менеджером. На экономиста нужно было сдавать математику, а быть юристом мне казалось очень скучным, поэтому я пошла на менеджера. И хотя я получила неплохое образование, я чувствовала, что мой путь был очень неосознанным. Мне кажется, что именно отсюда родилось желание работать с образованием и помогать ребятам осмысленно подходить к выбору специальности. И мы в компании стараемся помогать медицинскому образованию, добавляя в наши курсы те модули, которые реально пригодятся молодому специалисту на работе. Ну, а для меня путь сложился так, что я много работала в университетах, занималась развитием и в принципе популяризацией науки и образования в инженерно-космической, а сейчас в медицинской отрасли. Мне кажется, что это очень важное направление, потому что нет ничего хуже, чем специалист, который ненавидит свою работу, и нет ничего прекраснее, чем специалист, у которого каждый день горят глаза.

Вообще я много работала на стыке инженерно-космического и IT-образования. Хочу сказать, что там уже реализуется огромное количество проектов. Для айтишников всегда есть какие-то хакатоны, выезды, олимпиады. В системе медицинского образования все более фундаментально и традиционно. У медиков очень сильна история про научные кружки, они начинают их посещать с первого курса в вузе, и в принципе в медицине сильна история про сообщества онкологов, кардиологов и т. д. Но что касается каких-то более молодежных форматов, то мы проанализировали с коллегами рынок медицинского образования для студентов и ординаторов, и поняли, что этих форматов не так много. И очень здорово, что есть такое поле для деятельности.

Татьяна Клименко: Добавлю к словам Анастасии, что в настоящее время мы не делаем каких-то новых форматов, мы не предлагаем рынку в целом что-то новое, но придя в медицину, я была крайне удивлена тому, что в открытом поле для студентов-медиков глобально ничего не происходит. Конечно, есть какие-то сообщества, где есть и контент, и спикеры, но многие медицинские вузы довольно консервативны, поэтому нам приходилось на этапе формирования сотрудничества неоднократно рассказывать о том кто мы, зачем мы, что мы предлагаем, для чего нам это нужно. А такое плотное взаимодействие всегда ведет к результату, и у нас уже есть целый ряд дружественных университетов, с которыми мы реализовали не один проект.

А вообще в направление медицины я пришла через биотехнологии. Раннее я работала в российской биотехнологической компании, которая занимается разработкой инновационных лекарственных средств, и этот период был очень ярким, я непосредственно работала с научными сотрудниками, которые занимаются разработкой препарата, и с медиками в том числе. Но непосредственно глубоко я погрузилась в медицину, работая в «МедИнвестГрупп», и могу сказать, что мне это очень нравится, потому что в каждом направлении сотрудники имеют свои особенности. А медики своей осознанностью, психологической зрелостью очень отличаются от других коллег по профессиональной области, поэтому работать в этом направлении очень приятно и с человеческой, и с управленческой точки зрения.
— В «МедИнвестГрупп» практикуется проведение как онлайн, так и офлайн-курсов. В чем преимущества и недостатки этих форматов, и насколько удается преподавать в онлайн-режиме, учитывая, что в медицине практика не менее важна, чем теория?
Анастасия Рогачева: Те навыки, которыми мы делимся, например, в рамках школ Soft Skills нормально преподаются в онлайне, и мы решили, что вебинары в записи — это не совсем наша история, нам больше нравятся такие платформы как Zoom, Teams, где мы спикера видим, слышим и можем задавать вопросы. Поэтому проходит данный формат хорошо. Его плюс, конечно, в том, что он более быстро и просто организуем, можно привлечь большее количество участников из всех городов, потому что позволить себе проехать по 27 регионам со школой Soft Skills мы не можем. Если говорить про очный формат, то конечно, плюс в живом общении, то есть можно провести какие-то игры, тренинги. Из минусов здесь меньший охват, потому что такие очные мероприятия действенные, когда участников 40−50, не больше.
— Расскажите подробнее о школе Soft Skills: что это и почему ординаторам и студентам медицинских вузов важно развивать эти скиллы?
Анастасия Рогачева: Для любого студента очень важно уметь позиционировать себя, понимать, как коммуницировать с окружающими. В случае с медиками к окружению будут относиться пациенты, их родственники, сотрудники клиники. Иногда пациент начинает спорить в врачом, не верит ему, и нужно уметь при этом как-то корректно до него донести определенную информацию. Также важны юридические аспекты: врач должен понимать, в каком правовом поле он находится. Здесь просто нужно, чтобы человек был юридически подкован, это его самого сделает спокойней. Чем лучше будут развиты эти качества, тем более цельной будет личность и тем больше времени будет на свою основную деятельность.
Татьяна Клименко: Эти школы не только про получение навыков, но и про взаимодействие, потому что дистанционное обучение отлучает нас от коммуникации, в частности, с преподавателями и экспертами. А работа — это всегда коммуникация с коллегами, с руководителем, с вышестоящим руководством, подготовка различной отчетности и прочего. И преимущество школы Soft Skills в том, что помимо профессиональных компетенций, она способствует некоторой социализации человека в профессиональном сообществе, что работодатели очень ценят.
Татьяна Клименко,
директор по персоналу
Анастасия Рогачева,
руководитель отдела образования
Стажеры в клинике К+31
источник: МедИнвестГрупп
Клиника Лядова,
источник: официальный сайт клиники
Клиника К+31,
источник: официальный сайт клиники
Центр ядерной медицины, ПЭТ-Технолоджи, г. Екатеринбург
источник: МедИнвестГрупп
Центр лучевой терапии, г. Новосибирск
источник: МедИнвестГрупп
ПЭТ/КТ-аппарат в центре ПЭТ-Технолоджи
источник: официальный сайт ПЭТ-Технолоджи
Экскурсия в Центре ПЭТ/КТ и МРТ в г. Пермь
источник: МедИнвестГрупп
Школа Soft Skills
источник: МедИнвестГрупп
Молодежные региональные конференции по онкологии
источник: МедИнвестГрупп
— Как вы видите движение своего проекта? Какие цели сейчас ставите перед собой и к чему стремитесь?
— Об участниках мы поговорили. Хотелось бы несколько слов о наставниках. Помимо знания профессии, какими качествами должны обладать эксперты?
Интервью подготовила
Мэри Лепсая
Татьяна Клименко: Мы стремимся расширять нашу программу новыми направлениями, потому что до определенного времени нашими флагманскими направлениями в группе были и есть ПЭТ/КТ-диагностика, радиотерапия и лекарственная терапия. Мы понимаем, что в группе будут появляться новые направления, и нам бы хотелось шире затрагивать и онкологию, и хирургию. Это позволит нам осуществлять подготовку более мультидисциплинарных специалистов, с точки зрения хотя бы своей профессиональной насмотренности. Безусловно, для реализации этой задачи мы можем не ждать открытий, которые у нас состоятся по данным направлениям, но работать с партнерами и более интересно и широко маршрутизировать наших студентов и ординаторов по их траектории. Также отдельный проект, который сейчас ведет Анастасия, касается профориентации. Мы занимаемся подготовкой уникального профориентационного продукта. Это тестирование, которое позволит из большого количества специализаций (а их более 70 врачебных) выбрать для себя тот путь в ординатуру, который наиболее соответствует склонностям и особенностям личности того или иного человека. Поэтому профориентации мы также уделяем особое внимание, и хотелось бы после подготовки этот проект широко апробировать в целом ряде субъектов Российской Федерации.

Анастасия Рогачева: В целом развитие образовательных проектов – это такой динамичный процесс, когда мы, организовывая различные мероприятия, с одной стороны, решаем конкретные запросы компании, ищем талантливых новых сотрудников и, с другой стороны, развиваем медицинское сообщество, особенно направление ядерной медицины, так как мы одни из самых крупных игроков на этом рынке.

Татьяна Клименко: И, конечно, нам всегда будет интересно наблюдать за теми ребятами, которые вышли из нашей ординатуры по результату прохождения стажировок в наших центрах, наблюдать за их карьерным путем именно в нашей группе компаний.
— Расскажите об участниках ваших программ. Кто эти молодые специалисты и как происходит отбор?
Анастасия Рогачева: Для наставников и преподавателей важна экспертность, знание своей сферы, причем знание именно не теоретическое. В вузах мы иногда с этим сталкиваемся: есть преподаватели высшей категории с многолетним опытом, но они больше работают в теоретическом поле, здесь же — только практики. У нас есть директор по медицинскому качеству в ПЭТ-Технолоджи — Майя Счастливцева, и она действительно много раз проводила экспертизу медицинского качества в различных клиниках, в центрах, она знает весь процесс от и до, и если возникают вопросы, то она легко может углубиться в материал. То есть первое — это экспертность, второе — умение доносить до человека на его уровне какие-то общие принципы, ну и третье — это мотивация и готовность делиться знаниями и участвовать в проектах для развития медицины.
— Какие проблемы в сфере обучения медицинских специалистов вы отмечали?
Татьяна Клименко: Мы всегда ждем заинтересованности в работе, ждем интереса к расширению собственных компетенций. Для нас это актуально, так как группа расширяется, количество направлений увеличивается, и нам важно взращивать у себя лидеров этих будущих направлений.
Анастасия Рогачева: Наши основные участники — это студенты старших курсов. Обычно мы приглашаем 4−6 курсы, потому что в начале обучения студенты должны быть больше сосредоточены на основной программе, а с ребятами постарше мы уже начинаем взаимодействовать. Еще важно, что после 3−4 курса у студентов медицинских вузов есть возможность работать в должностях среднего медицинского персонала, поэтому многие уходят работать медсестрами и медбратьями, и у них появляется первый опыт, то есть они уже работают с пациентами, и с ними есть о чем говорить в поле Soft Skills. И, конечно, наша аудитория — это также ординаторы и молодые специалисты. Что важно: как и в любых образовательных историях, будь то олимпиада, конкурс, школа или интенсив, если человек регистрируется, значит он уже априори заинтересован в чем-то, помимо базовых вещей. То есть чаще всего, это ребята уже замотивированные, но так как на некоторые программы у нас есть ограничение по количеству, мы проводим собеседования. Обычно это происходит так: на первом этапе мы предлагаем анкету или мотивационное письмо, чтобы человек коротко рассказал о себе, и дальше мы на основании этих анкет отбираем ребят, которые нам более близки по зоне интересов и зоне профессионального развития, и организовываем небольшие онлайн-встречи, где есть возможность пообщаться лично.
Татьяна Клименко: Мы знаем, что образовательный процесс для медика — это процесс непрерывный, поэтому если специалист хочет быть грамотным и востребованным, то он вынужден профессионально расти. Какая с этим есть проблема? С образованием в медицине все непросто, и здесь львиную долю играет мотивация самого сотрудника. Мы этот вопрос пока решаем тем, что у нас регулярно открывается новая инфраструктура. И конечно, многие вызовы по обучению персонала мы решаем за счет компетенций наших сотрудников, которые сопровождают с нуля процесс запуска новых центров (они выезжают на новую локацию и обучают команду). Поэтому наши сотрудники являются наставниками не только для молодого поколения, но также для действующих специалистов в сфере здравоохранения, которые приходят к нам в группу. Это, конечно, очень большая движущая сила, и благодаря этому, мы имеем возможность открывать новые центры и эффективно в них работать.